Фриденсрайх Хундертвассер
Ф И Л О С О Ф И Я
М а н и ф е с т ы,  в ы с т у п л е н и я,  э с с е
Разворот, 1980
Die Kehrtwendung /
The Turn
     
  Время изменилось, компетенции смещаются.

Те, кто имел власть, больше не имеют никакой власти.

Реальная власть уже не с теми, у кого пушки и деньги.

И не только это.

Так называемые ответственные больше не знают, чем они занимаются.

Архитекторы утрачивают ответственность за то, что они делают.
Медицинские работники утрачивают ответственность за то, что они делают.
Фермеры утрачивают ответственность за то, что они делают.
Садоводы и ботаники утрачивают ответственность за то, что они делают.
Политики утрачивают ответственность за то, что они делают.
Священники утрачивают ответственность за то, что они делают.
Ученые утрачивают ответственность за то, что они делают.
Экономисты утрачивают ответственность за то, что они делают.
Учителя утрачивают ответственность за то, что они делают.
Художники утрачивают ответственность за то, что они делают.

Все они виноваты. Список тех, кто виновен, может быть продолжен и продолжен.

Врачи используют яд и антияд.
Специалист не может глядеть дальше своего носа. Он слеп.

Фермер систематически отравляет основу нашего выживания. Он отравляет почву, лес, луга и потоки вод, которые были доверчиво переданы в его руки, с помощью агро-бизнес-методов сатанинских масштабов.

Садовники и ботаники не в состоянии осознать свое предназначение в настоящий момент. Они не осознают своих обязанностей, которые они должны исполнять ежечасно. Они все еще пытаются, очень упорно и вопреки воле природы, вырастить пластиковые цветы и привить мелкую и никчемную красоту и монокультуру.

Политик ради популярности, ради победы на выборах раздает и выбрасывает последние оставшиеся ресурсы. Он не имеет представления о будущем, потому что он не учится на ошибках истории. Это оппортунистическое мышление плодит терроризм и войны.

Священники всех религий проповедуют все более и более устаревающие догмы, многие из которых вредные, бесчеловечные и даже дьявольские.

Ученые и экономисты по-прежнему действуют в соответствии с принципом грабежа и расточительства и рубят сук, на котором они и все мы сидим. Они все еще гоняются за рациональными и функциональными fata Morgana, фантомами и находят смерть.

Учителя по-прежнему не осознают нашу истинную неграмотность. Наша истинная неграмотность в нашей неспособности творить, созидать.

Мы живем в такое время, когда компетенции не согласованы.

Врач не может лечить.
Учитель плодит творческую импотенцию.
Ученый не знает, что его изобретения бесполезны и вредны.
Архитектор – трус и преступник. Он послушно выполняет заказы, против своей совести возводя раковые, бездушные строения, которые убивают.
Политик, подобно мухе, которая живет одни лишь днем, близорук, бессилен и беспомощен.
Прогнозы экономистов постоянно оказываются неверными, потому что основываются на ложных мнениях, в которых по-детски выдается желаемое за действительное.
Священник потерял свое предназначение.
Фермер нарушает законы, разрушает и продает свою собственную землю.
Архитектор строит преступные конструкции, недостойные того, чтобы в них жил человек, или строят безумные иллюзии о воплощении реальности в железобетоне. Они строят камеры концентрационного лагеря, в которых гибнет душа человека. Архитектор действует как военный преступник. Он выполняет заказы даже против своей совести. Он строит раковые структуры из бетона, которые убивают природу и человека внутри изнутри. Сверху это хорошо заметно.
Художник также потерял ответственность за то, что он делает. Современный художник превратился «потенциального диктатора», полностью отдалившегося от потребностей человека и законов природы. Современное искусство превратилось в интеллектуальную мастурбацию, вынужденное быть мимолетным символом, уродливым, холодным, без Бога, без сердца.

Но художники и архитекторы должны именно сейчас быть начеку, чтобы предупредить и показать выход из создавшейся ситуации. Только тот, кто поступает в соответствии с законами растений и деревьев, не сможет потерпеть неудачу. Дерево можно срубить в течение 5 минут, но этому дереву необходимо 50 лет для того, чтобы вырасти. Это лишь один пример того, как быстро и легко технология разрушает то, что природа возводила в течение долгого и утомительного процесса.

Почему люди не знают, что прямая линия, проведенная по рейсшине, безнравственна и безбожна?

Прямая линия это фальшивая линия, репродуктивная линия, единственная не творческая линия, которая противоречит законам природы и достоинству человека.

Почему право человека на окно еще не стало еще распространенным, будничным фактом?

Почему жильцу до сих пор не разрешается высунуться из своего окна и подправить внешние стены его дома, насколько его рука сможет дотянуться, так что можно было видеть издалека: здесь живет человек, человек, который отличает себя от заключенных.

Жилье это право человека.

Жилье означает естественное право изменять и подправлять вашу третью кожу, вашу внешнюю стену, подобно тому, как человеческое тело растет постоянно и органично.

Заводская штамповка это стерильная смерть и означает конец человеческого рода.

Только тот, кто творит, тот живет.

Мы мертвы, когда мы не творим.

Быть творческим означает быть свободным и реализовывать себя в гармонии с природой.

Чтобы быть счастливым, человеку не надо быть богатым с виду.
Чтобы быть счастливым, человеку необходимо внутреннее здоровье души.
Чтобы быть счастливым, человеку необходима не внешняя механическая энергия, а искренняя, глубокая, творческая энергия внутри.

Человек сегодня это самый опасный вредитель, из тех, что когда-либо опустошали эту Землю. Человек стал паразитом, отдалившимся от окружающей природы.

Совершенная экология должна подталкивать человека обратно в его экологические границы, так чтобы Земля смогла возродиться.

Безумное и неоправданное расходование энергии должно соответствовать мере ответственности разума.

Но это не так.

Человек остался глупым животным, которое внезапно получило сумасшедшее количество энергии, яда и смертельного оружия в свое распоряжение. И он выбрасывает все это, слепо разрушая свою среду обитания и убивая своих собственных братьев. И этот жадный человек, это глупое животное просит больше энергии, больше яда и больше смертоносного оружия. Люди, особенно так называемые эксперты, потеряли управление над энергией. Они более не знают, что они делают.

Эйнштейн сказал: «Если формула уродлива, такая формула не может быть правильной».

Это полностью противоречим тому, что проповедуют рационалисты, технократы и функционалисты.

Не без причины оказалось так, что первые технические достижения сотни лет назад были скрыты.

Автомобили были скрыты под видом пролеток, двигатели, телефоны, лифты, метро, уличные фонари – все они были предметами искусства и занимают свое место в музеях.

В то время каждый знал очень хорошо, что рационализм это грех, который должен быть замаскирован под искусство.

Сегодня мы переживаем триумф рационализма, но в то же время мы обнаружили свою зависимость от пустоты, эстетической никчемности, монотонной пустыни, убийственной стерильности и неспособности творить.

Только тот, кто действует в гармонии с растительностью и деревьями, кто действует в соответствии с законами природы и мировым циклом, не может ошибиться.

Кто нарушает эти законы природы своей самонадеянностью  или раболепием – ответственен за катастрофы и погибнет в них.

Например, недопустимо, чтобы промышленность пыталась противодействовать природным очистным сооружениям, которые работают естественно, с помощью ресорбирующей деятельности растений. Потому что в таком случае они бы не смогли продавать свои высокотехничные, сложные, уродливые и дорогие очистные сооружения.

Но природные очистные сооружения прекрасны как райский сад и ничего не стоят.

Это лишь один пример того, как экология должна применяться творчески, в соответствии с законами природы.

Солнечные батареи, ветрогенераторы, газохранилища, парусные лодки могут работать только если они красивые. Если они уродливы, то они уродливо работают.

Новая революция покончит со сборными домами, которые навязаны насильно, и эта революция придет от базиса, от творческих людей.

Это новое восстание будет творческим и прекрасным.

Бессердечные рациональные сборные жилые бункеры будут разрушены творческими акциями снаружи и изнутри.

Право человека на собственное окно будет гарантировать право на его третью кожу, право на свои собственные стены.

Мы в гостях у природы и должны вернуть свободно растущую растительность на крыши наших домов.
Нам нужны кордоны красоты. Кордоны красоты состоят из неуправляемых, самопроизвольных неровностей. Только с их помощью мы выиграем войну против прямой линии и рейсшины и вернемся к жизни, которая подходит природе и человеку.

Нам необходимы кордоны красоты для того, чтобы мир изменился в лучшую сторону.

Если вы и ваш сосед творите, нам не нужно никуда ехать. Нам не нужно далеко ходить, потому что рай находится прямо за углом.

Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Философия – Мировоззрение
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Акции – Манифесты – Предостережения
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Предостережения – Помощь
  © 2009 Hundertwasser Archive, Vienna
© Перевод на русский язык. www.hundertwasser.ru, 2009
 
     
 
К О М М Е Н Т А Р И Й

Речь произнесена в Вашингтоне 15 ноября 1980 года. Она основана на одноименном выступлении “Die Kehrtwendung“ (“Разворот”), состоявшемся в Берлине в 1980 году.

 
     
 
И С Т О Р И Я

Фото. Ф. Хундервассер в Вашингтоне. 1980В 1980 году мэр Вашингтона Мэрион Бэрри-младший объявил 18 ноября “Днем Хундертвассера”. В этот день первая дюжина деревьев (из намеченных ста) была высажена на Judiciary Square в Вашингтоне.

 

 
     


© www.hundertwasser.ru, составление и перевод, 2008–2023
Напишите нам. E-mail: