Фриденсрайх Хундертвассер
Л И Н И Я   Ж И З Н И
Б и о г р а ф и я
 

Фото. Фридрих Стовассер со своей матерью на берегу моря. 19321928   •   Родился 15 декабря в Вене, получил имя Фридрих Стовассер  •  1929  •  Смерть отца, простого государственного служащего и офицера I-ой Мировой войны  •  1934  •  Первые юношеские рисунки  •  1936  •  Посещает школу системы Монтессори в течение одного года. В его школьной характеристике появляются такие слова: “необычное ощущение цвета и формы”  •  1938  •   В связи с аннексией Австрии, срочно переезжает в дом тети и бабушки на Obere Donaustrasse  •   1943  •   Первые осмысленные карандашные рисунки с натуры. В течение этого года депортированы и убиты 69 его родственников по материнской линии, включая дядю и бабушку  •   1948  •   Окончил школу. Проводит три месяца в Академии изящных искусств Вены, руководитель – профессор Робин Кристиан Андерсен (Robin Christian Andersen). Постоянно находится под впечатлениями от выставок Вальтера Кампмана и Эгона Шиле в музее “Альбертина”. Произносит речь “Everybody must be Creative” в замке Леопольдскрон в Зальцбурге  •   1949  •   Отправляется в большое путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия. Встречается во Флоренции с Рене Бро (Rene Brô) и вместе с ним отправляется в Париж. Находит свой собственный стиль и меняет имя на Хундертвассер (Hundertwasser)  •   Фото. Хундертвассер с Рене Бро в Кастильонском павильоне в Сан-Манде под Парижем на фоне фрески, нарисованной ими совместно.1950 1950  •   Задерживается в Париже с Рене Бро и семьей Дюмаж (Dumage). Уходит из “Ecole des Beaux Arts” в самый первый день. Рисует две фрески в Сен-Манде (Франция) вместе с Рене Бро. Встречает Шинкичи Таджири (Shinkichi Tajiri)  •   1951  •   Проводит зиму и весну в Марокко и Тунисе. Становится членом Art Club в Вене. Короткий декоративно-абстрактный период  •   1953  •   Рисует свою первую спираль. Вторая остановка в Париже. Работает в студии Рене Бро в Сен-Морице (Франция). Вторая выставка в Вене в Art Club  •   Фото. Хундертвассер перед открытием своей выставки в Студии Поля Фачетти, Париж. 19541954  •   Первая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти (Paul Facchetti). Госпитализирован в больницу Spedale Santo Spirito в Риме с диагнозом “желтуха”. Проводит в больнице сентябрь и октябрь. В больнице рисует огромное количество акварелей. Разрабатывает теорию “трансавтоматизма” и начинает нумеровать все свои работы  •  1955  •   Выставка в Галерее Карла Кардаццо в Милане (Carlo Cardazzo’s Galeria del Naviglio)  •   1956  •   Вторая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти. Летом в роли палубного матроса ходит на судне “S.S. Bauta” вместе с Гансом Нойффером (Hans Neuffer) от Сёдерхамма (Швеция) до Халла (Великобритания). Публикует статью “La Visibilite de la creation” (The Visibility of Transautomatic Creation) в журнале Cimaises и статью “Cinema individual transautomatique” (The Individual Transautomatic Cinema) в Phases в Париже. Устанавливает дружеские отношения с коллекционером Зигфридом Поппе (Siegfried Poppe) из Гамбурга   •   1957  •   Покупает “La Picaudiere” – дом на ферме в Нормандии. Публикует статью “Grammaire du Voir” (The Grammar of Seeing) в Париже. Выставка в Галеее Св. Штефана в Вене (Galerie St. Stephan)  •   1957–1960  •   Контракт с Галереей Х. Крамера в Париже (Galerie H. Kramer) и выставка  •   1958  •   Женится в Гибралтаре (развелся в 1960 году). 4 июля читает свой “Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре” на симпозиуме в Монастыре Секау близ Вены  •   Фото. The Hamburg Line - The Growing Red Sea, Lerchenfeld Art Institute, Гамбург. 19591959  •   Получает Sambro Prize на 5-й биеннале в Сан-Пауло, Бразилия. Вместе с Эрнстом Фуксом (Ernst Fuchs) и Арнульфом Рейнером (Arnulf Rainer) основывает Pintorarium, универсальную академию всех творческих направлений. В качестве приглашенного лектора Академии изящных искусств в Гамбурге рисует “Бесконечную линию” (вместе с Базоном Броком (Bazon Brock) и Гербертом Шульдтом (Herbert Schuldt)). Отказывается от дальнейшего чтения лекций в связи со скандалом  •   1960  •   Кампания Nettle Campaign в Париже в союзе с Antiproces Алена Жуфруа (Alain Jouffroy) (“how one can live independently”). Выставка в Galerie Raymond Cordier, Париж  •   1961   •   Посещает Японию. Получает Mainichi Prize на 6-й Международной арт-выставке в Токио. Успешная выставка в Токийской галерее (Tokyo Gallery). Рисует на Хоккайдо и возвращается в Вену через Сибирь (!)  •   1962  •   Женится на Юко Икевада (Yuko Ikewada) (развелся в 1966 году). Рисует на острове Джудекка – острове в лагуне Венеции. Очень успешная ретроспектива на Венецианской биеннале, организованной Винценцом Людвигом Оберхаммером (Vinzenz Ludwig Oberhammer)   •   1963  •   Поездка в Грецию; представлен Зигфридом Адлером (Siegfried Adler)  •   1964  •   Путешествие в тирольские Альпы. Большая ретроспектива в Kestner-Gesellschaft (Ганновер), организованная Виландом Шмидом (Wieland Schmied). Эта выставка также проходит в Берне, Хагене, Амстердаме, Стокгольме и Вене. Kestner-Gesellschaft опубликовывает первый oeuvre catalogue  •   1965  •   Пишет эссе “35 дней в Швеции”. Большой успех передвижной выставки в Музее современного искусства (Стокгольм)  •   1966  •   Несчастлив в любви. Развод. Ферри Радакс (Ferry Radax) снимает первый документальный фильм о Хундертвассере в “La Picaudiere” (Франция) и в Вальдфиртеле (Нижняя Австрия). Выставка в галерее Hammerlund’s (Осло)  •   Фото. Речь в обнаженном виде за Права на третью кожу (Right to a Third Skin) по случаю акции Pintorarium в Галерее Рихарда П. Хартманна. Мюнхен, 19671967  •   Посещает Уганду и Судан. Передвижная выставка в галереях Парижа, Лондона, Женевы, Берлина. Выступление “Речь в обнаженном виде за право на третью кожу” в Galerie Hartmann (Мюнхен)  •   1968  •   Вторая речь в обнаженном виде и декламация манифеста “Architecture-Boycott manifesto Los von Loos” (Loose from Loos) в Вене. Путешествует в Северную Каролину для подготовки каталога для своей музейной выставки в Университете Калифорнии, Беркли, организованной Хершелом Чиппом (Herschel Chipp). Ходит на корабле “San Giuseppe T” от Сицилии до Венеции (“San Giuseppe T” – старый деревянный корабль для перевозки соли)  •  1968–1972  •   Проводит реконструкцию корабля “San Giuseppe T” в доках в лагуне Венеции. Переименовывает корабль в “Regentag”  •   1969  •   Музейный тур экспозиции из Беркли: Санта-Барбара, Хьюстон, Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон   •  1969–1971  •   Создает графическую работу “Good Morning City – Bleeding Town” (кат. 686) в 120 цветовых вариантах. Судебное разбирательство в Мюнхене на протяжении пяти лет. Представителем является Ханс Брокштедт (Hans Brockstedt). Живет и работает на борту судна “Regentag” в лагуне Венеции  •  1970–1972  •   Сотрудничает с Питером Шамони (Peter Schamoni) в работе над фильмом “Hundertwasser’s Rainy Day”. Работает в Lengmoos (Бавария) над серией графических работ “Look at it on a Rainy Day”  •   1971  •   Работает в Lengmoos над постером “Olympia” для Мюнхенской олимпиады. Совершает плавание на борту “Regentag” вдоль далматинского побережья вместе с Петером Шамони и Манфредом Бокельманном (Manfred Bockelmann); путешествует с ними же на воздушном шаре из Баварии в Австрию  •   1972  •   Начало дружбы с Йорамом Харелом (Joram Harel). В телевизионном шоу “Wündsch Dir was” (“Загадай желание”) демонстрирует проект озеленения крыши и индивидуальные проекты фасадов. Фото. Хундертвассер на программе Евровидения “Загадай желание” с Дитмаром Шёнхерром. Дюссельдорф, 1972Опубликовывает манифест “Ваше оконное право – Ваш долг перед деревьями”. Фильм “Hundertwasser’s Rainy Day” показан в Каннах. Совершает плавание вокруг Италии до Эльбы на борту судна “Regentag”. Смерть матери  •   1973  •   Первая серия работ с использованием техники японской обрезной гравюры (ксилографии): Nana Hyaku Mizu. Ф. Хундертвассер был первым европейским художником, кто привлек к работе над своими графическими произведениями японских мастеров-резчиков. Путешествие к островам Зеленого мыса и в Новую Зеландию на свою передвижную музейную выставку, организованную Гердой Дабберт (Hertha Dabbert), в Оклэнд, Нью-Плимут, Веллингтон, Кристчерч (Christchurch), Данедин (Dunedin). Принимает участие в Triennale di Milano, где 15 деревьев-жильцов (“tree tenants”) высажены в окнах домов на улице Виа Манцони и опубликовывает манифест “Inquilino Albero”. Выставка в Aberbach Fine Art, Нью-Йорк  •  1974  •   Передвижная выставка по музеям Австралии: Мельбурн, Канберра, Сидней, Морнингтон. Выставка “Stowasser 1943 – Hundertwasser 1974” демонстрируется в музее “Альбертина” в Вене, а также выставка “Friedrich Stowasser 1943–1979”, в которую включены все его юношеские работы. Впоследствии выставка из “Альбертины” путешествует по Югославии. Рисует постер “Conservation Week” (кат. 726А) для Новой Зеландии и получает приз Conservation Award. Представляет свои предложения для пешеходной зоны в Вене на улице Seilergasse (были отвергнуты). Совершает плавание в Тунис, Кипр и Израиль на судне “Regentag”. Выставка в Галерее Фачетти, Париж  •  1975  •   Вторая серия работ в технике японской обрезной гравюры: Midori No Namida. Ретроспективная выставка в Haus der Kunst (Мюнхен). Публикует в Мюнхене манифест “Гумусный туалет”. Выполняет дизайн марок для Австрии: марка “Spiral Tree” (гравер Фольфганг Зидель (Wolfgang Seidel)), которая открыла серию “Modern Art in Austria” (Современное искусство в Австрии). Начинает мировую музейную передвижную выставку “Austria Presents Hundertwasser to the Continents” (Австрия представляет Хундертвассера континетам) в Musee d’art moderne de la Ville de Paris. Выставка продолжается до 1983 года и проходит в 27 странах и 43 музеях. В 1975 году выставка посещает Люксембург, Марсель, Каир. Выставкой полного собрания графических работ в “Альбертине” начинается тур по США: Нью-Йорк, Бостон. Выставка продолжается до 1992 года и проходит в 15 странах и более чем 80 музеях и галереях. Совершает плавание на борту “Regentag” через Атлантический океан в Карибское море и через Панамский канал в Тихий океан  •   1976  •   Совершает плавание на судне “Regentag” от Таити через Роротонга в Новую Зеландию. Мировая музейная передвижная выставка: Тель-Авив, Варшава, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар. Передвижная выставка “Альбертины” в США: Ганновер, Бруклин, Мэрилэнд  •   1977  •   Из-за двух несчастных случаев попадает в больницу и проводит два месяца в госпитале города Кавакава (Новая Зеландия). Путешествует от Азии до Южной Америки: из Токио через Манилу, Бангкок, Чианг Май в Рио-де-Жанейро, Бразилиа  •   1978  •   Проводит январь и февраль в “Hähnsage” в Вальдфиртеле, в Нижней Австрии, в снегах вместе со своим другом Рене Бро и рисует семь картин. После шести лет работы завершает первый трехмерный объект вместе с Альберто делла Виччия (Alberto della Vicchia) “Fall in Cloud – Fall in Fog – Fall Out” (кат. 780). Фото. Ф. Хундертвассер в Кауринуи, Новая Зеландия. 1978Разрабатывает дизайн Флага Мира для Святой земли (Peace Flag for the Holy Land): зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне; публикует свой “Манифест мира” (Peace Manifesto). Путешествует в Сенегал по приглашению президента Леопольда Седара Сеньгора (Léopold Sédar Senghor). Мировая музейная передвижная выставка: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Бударешт. Передвижная выставка “Альбертины”: Канада, Германия, Марокко   •  1979  •   Путешествует в Нью-Йорк, Сан-Франциско, Таити, Новую Зеландию. Государственный канцлер Австрии Бруно Крейски (Bruno Kreisky) оправляет Флаг Мира и Манифест Мира главам государств Ближнего Востока. Отпечатаны три почтовые марки для Республики Сенегал и одна почтовая марка для Республики Островов Зеленого Мыса (гравер Вольфганг Сайдель). Создает пять монет для Вены: серия “Like Entrance Money into Paradise”. Проводит эксперименты с гумусным туалетом, в котором нет сливной трубы, а внутренняя и внешняя очистка производится растениями. Читает манифест об утилизации отходов “Культура дерьма – Священное дерьмо” в Pfäffikon на Цюрихском озере. Разрабатывает дизайн для книги “Ao Tea Roa” (вышла под редакцией Ганса Брокштедта). Проводит лето в Алжаджола на Корсике, рисует картины. Мировая передвижная выставка: Мадрид, Pfäffikon. Передвижная выставка “Альбертины”: Португалия, Испания, Германия, Италия, Великобритания. Передвижная выставка “Hundertwasser Is Painting” (Хундертвассер рисует), в состав которой входят 40 работ, стартует в галерее Aberbach Fine Art, Нью Йорк  •   1980  •   В начале года путешествует в Катар, Шри-Ланку, на Мальдивы и в Новую Зеландию. Представляет 5 моделей дизайна жилого дома в Löwengasse / Kegelgasse, заказанного муниципалитетом Вены. Мэр Вашингтона Мэрион Бэрри-младший объявлет 18 ноября “Днем Хундертвассера”. Первая дюжина деревьев (из намеченных ста) высаживается на Judiciary Square в Вашингтоне. Антиядерный постер “Plant Trees – Avert Nuclear Peril” (кат. 691D) представляется в проект Ральфа Надера “Critical Mass Energy” в Вашингтоне и одновременно в Германии проходит презентация экологического постера “Arche Noah 2000” (кат. 775A). Выступления об экологии, против ядерной энергии и за более человечную архитектуру в гармонии с природой в Сенате США, Corcoran Museum, Philipps Collection в Вашингтоне; выступления в Берлине по случаю 2-го Европейского экологического симпозиума, в Вене и Техническом университете Осло. Проводит за работой лето на острове Porquerolles. Мировая передвижная выставка: Рим, Милан, Осло, Кёльн. Передвижная выставка “Альбертины“: Франция, Германия, США. Передвижная выставка “Hundertwasser Is Painting”: Токио, Гамбург, Осло  •   1981  •   В начале года путешествует вместе с Рене Бро в Индию, Непал, Новую Зеландию. 14 мая получает премию “1980 Grand Austrian State Prize for the Arts”; на церемонии вручения премии произносит речь “On False Art”, в которой выступает против атомной энергии, негативистского авангарда в современном искусстве. Получает премию “Austrian Nature Preservation Prize”. Фото. Посадка деревьев перед фарфоровой фабрикой Розенталя в Зельбе. 1981 (Ф. Хундертвассер)Читает лекции об окружающей среде, архитектуре и искусстве в Кёльне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Граце, Вене, Восточном Берлине, Гамбурге. Проводит за работой лето на Wolfgangsee, Зальцбург. Мировая передвижная выставка: Вена, Грац, Восточный Берлин, Хельсинки, Бухарест. Передвижная выставка “Альбертины”: Франция, Южная Америка, США, Германия. Передвижная выставка “Hundertwasser Is Painting”: Вена. Назначен руководителем мастер-школы живописи в Академии изящных искусств в Вене. Пишет учебник “Guidelines for the Hundertwasser Master School”  •   1982  •   Завершает работу над 16 полотнами в Новой Зеландии и Венеции. Путешествует в Чианг Май в июне и на Сардинию в сентябре. В роли “архитектурного доктора” разрабатывает дизайн фасада для фарфоровой фабрики Розенталя в Зельбе. Изготавливает модель для переделки здания углепромывочного завода в Хаме, Вестфалия и керамические композиции для фасада Музея Rupertinum, Зальцбург. Дарит постер “Artists for Peace” организации Krefeld Initiative. Лекции по архитектуре, защите окружающей среды и искусству в Сиднее, Маниле, Сиэтле, Сан-Франциско, Вашингтоне (ноябрь и декабрь). “Неделя Хундертвассера” в Сан-Франциско с 5 по 12 декабря, провозглашенная мэром Сан-Франциско Дайан Фейнштейн (Dianne Feinstein), отмечена презентацией двух постеров “Save the Whales” и “Save the Seas” для Greenpeace и Общества Жака-Ива Кусто. Презентация постера “You Are a Guest of Nature” (кат. 775А) для Центра образования по окружающей среде, Вашингтон. Путешествия на Таити и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: София. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Германия, Южная Америка, США, Австралия. На выставке в Artcurial в Париже выставлено 20 новых и 20 старых работ. К выставке выпущен каталог, тексты которого написали Хундертвассер, Pieyre de Mandiargues и Ален Жофруа (Alain Jouffroy)  •   1983  •   Подготовлена серия из шести почтовых марок для ООН: по две для офисов в Нью-Йорке, Женеве и Вене. Изображения на марках были выгравированы Вольфгангом Сейделом. Создает комитет за сохранение старого почтового отделения Кавакавы (Новая Зеландия). Закладывается первый камень Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает над шелкографией “Homo Homus Come Va How Do You Do”, которая будет напечатана в 10,002 вариантах в Spinea, Венеция. Переделывает внешние стены башни в Данубской бухте в Кремсе. Создает на открытом воздухе на выставке садового искусства IGA в Мюнхене модель дома “Highrise Meadow House”. Работает над книгой “Schone Wege – Gedanken uber Kunst und Leben“ (Великолепные дороги: размышления об искусстве и жизни). Выполняет дизайн флага для Новой Зеландии – Koru (распустившийся папоротник). Путешествует в Кению, на Сейшельские острова и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: Лондон, Йорк, Эдинбург. Лекции в Королевском колледже искусств в Лондоне  •   1984  •   Живет в Новой Зеландии, на Таити, в Венеции и в Нормандии. Телевизионная передача “The Fall of the Avant-Garde” (Упадок авангарда) в Мюнхене, в которой также принимают участие Арик Брауэр (Arik Brauer), Эрнст Фукс (Ernst Fuchs) и Альфред Хрдличка (Alfred Hrdlicka). Получает премию “City of Goslar’s Environmental Protection Prize”. Торжественная церемония открытия Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает лично на строительной площадке. Получает премию за наиболее привлекательную почтовую марку от Президента Италии Пертини – за марку номиналом SFr 1.20 для ООН, Женева. Выставки в Вадузе, Берне, Вельсе, Цуге, Линдау. Фото. Стратегическая дискуссия с экологом Петером Вейшем на сидячей демонстрации за сохранение парка Hainburg Au. 1984 Принимает активное участие в кампании за сохранение хайнбургского прибрежного леса. Проживает неделю в лагере защитников леса. Создает постер “Hainburg – Die freie Natur ist unsere Freiheit” (Свободная природа это наша свобода); в знак протеста отказывается от Grand Austrian State Prize  •   1985  •   Весь год работает на строительной площадке Дома Хундертвассера в Вене вместе с архитектором Петером Пеликаном (Peter Pelikan), который становится самым близким единомышленником в области архитектуры. 70,000 гостей посещают “Открытый дом”. Объявлен министром культуры Франции Жаком Лангом “Officier dans l’ordre des arts et des lettres”, представлен к званию через французского посла в Вене в 1987 году. В конце года возвращается в Новую Зеландию через Торонто, Лос-Анджелес, Таити. Выставка графических работ в Музее Гогена на Таити (декабрь)  •   1986  •   17 февраля: Дом Хундертвассера представляется его жильцам. 1,000 зеленых Кору-флагов переслано в Новую Зеландию; население, пресса и парламент проявляют большой интерес к проекту флага. Разрабатывает флаг “Uluru – Down Under Flag” для Австралии. В декабре возвращается обратно в Новую Зеландию через Австралию, Индию и Непал. Мировая передвижная выставка: Чехословакия. Выставки в Швеции, Австрии, Германии, Швейцарии, Лихтенштейне. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза в этом и следующем году. Рене Бро умирает в Париже, где он жил в студии Хундертвассера   •   1987  •   В марте выпущена памятная почтовая марка номиналом 6 шиллингов – “Cept Europalia 1987” (кат. 871F), на которой изображен Дом Хундертвассера. Разрабатывает дизайн постера для спектакля “Luna Luna” Андре Хеллера (André Heller). Переделывает “Palais des Beaux Arts” в Брюсселе для выставки Europalia. Реконструирует церковь Св. Варвары в Бэрнбахе (Штырия, Австрия) и выполняет планы для Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Мировая передвижная выставка: Чехословакия  •   1988  •  Рисует в Вальдфиртеле, Нижняя Австрия. По инициативе мэра Вены Хельмута Цилька в содружестве с архитектором Петером Пеликаном работает над задачей реконструкции венского мусоросжигательного завода в Шпиттелау. Путешествует в Новую Зеландию; после его возвращения возобновляются работы на строительной площадке церкви Св. Варвары в Бэрнбахе. Создает цветной офорт “Bärnbacher Andacht”, передает его в качестве дара в фонд реконструкции церкви. Пишет манифест “Cultural Austria Against the Deportation and Destruction of Villages in Siebenbürgen, Rumania”. Архитектурная выставка в Галерее Хильгера, Франкфурт-на-Майне. Преподает в Международной летней академии в Зальцбурге, руководит вместе с Эфтимиосом Варламисом (Efthymios Warlamis) и Irenäus Eibl-Eibesfeldt мастер-классом “Человечная архитектура в гармонии с природой”. Обряд освящения церкви Св. Варвары в Бэрнбахе. 20 декабря заложен первый камень в фундамент Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Выполняет дизайн и проводит кампанию за сохранение в Австрии черных номерных знаков для автомобилей. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза. Получает Почетную золотую медаль города Вена и Почетную золотую медаль земли Штырия (Австрия)  •   1989  •   Дальнейшее вовлечение в кампанию за сохранение австрийской идентичности в вопросе номерных знаков для автомобилей. В ноябре появляется “Hundertwasser Brockhaus Encyclopœdia” (Энциклопедия Брокгауза). Создает серию “Semi-Dako” (японские воздушные змеи) для музейного шоу в Японии. Возводит архитектурную модель “In the Meadow Hills” для 22-го района Вены; проект отвергнут из-за боязни, что он станет чрезмерно притягательным для туристов. Лекция по архитектуре “Зеленый город” в Бадене, Швейцария. Переезжает в декабре в Новую Зеландию. Выставки в США, Франции, Германии, Швейцарии и Австрии. Музейная передвижная выставка в Японии   •  1990  •   Работает над целым рядом архитектурных проектов: KunstHausWien, Motorway Restaurant, Bad Fishau, AGIP Service Station, Вена; In the Meadows, Бад Зоден, Германия; Village Shopping Mall, Вена; Textile Factory Muntlix, Voarlberg; Winery Napa Valley, Калифорния. Выставки: Франция, Австрия, Швейцария, Швеция, Германия. Проводит весну в Новой Зеландии, читает лекции в Веллингтоне, Christchurch, Dunedin, Окленд и Blenhei для программы “Living Treasure Programme” и съемок 30-минутного телевизионного фильма  •   1991  •   В апреле проходит церемония открытия KunstHausWien (Венский дом искусств). Возвращается в Новую Зеландию, возобновляет занятия живописью. Задумывает и разрабатывает архитектурный проект “Hot Springs Village Blumau” (Штырия, Австрия) для компании Rogner Austria, который является видоизмененной реализацией идеи Хундертвассера из проекта “In the Meadow Hills – Rolling Hills”. Готовит градостроительный план для города Гриффена (Каринтия, Австрия). Презентация жетона Art Jeton, разработанного Ф. Хундертвассером для казино “Австрия”. Лихтенштейн обращается с предложением к Ф. Хундертвассеру разработать памятную почтовую марку и координировать работу над серией “Hommage au Leichtenstein” (Посвящение Лихтенштейну). Другие марки этой серии были созданы Jean Tinguely, Paul Wunderlich, Enrico Baj и Рене Бро  •   1992  •   Разрабатывает дизайн для 4 телефонных карточек для Австрийской почтовой службы и почтовую марку, посвященную венской встрече глав государств ЕС в 1993 году. Выставка “Creative Architecture – Ethernal Longing” проходит в ряде торговых центров Германии (в составе выставки 12 архитектурных моделей). Выставка в Токио: “Hundertwasser – His Art, His Ecology, His Architecture”. Презентация модели градостроительного плана для Гриффена и публичная дискуссия “The Rebirth of Griffen – Does Carinthia need a Hundertwasser Project?” (Возрождение Гриффена – Нужен ли Каринтии проект Хундертвассера?). Церемония открытия жилого дома в Бад Зодене, Германия. Презентация первой модели для проекта “Hot Springs Village Blumau”. Пресс-конференция по случаю завершения реконструкции мусоросжигательного завода в Шпиттелау, Вена. В Токио установлен монумент “21st Century Clock” (Часы XXI века) работы Ф. Хундертвассера. Токийское телевидение демонстрирует документальный фильм об архитектуре Хундертвассера и его экологических взглядах  •   1993  •   Рисует в Новой Зеландии, работает над проектом “Hundertwasser Bible” (Библия Хундертвассера). Разрабатывает дизайн обложки для книги “Стовассер – Латинско-немецкий словарь”. Вовлечен в кампанию против вхождения Австрии в Европейский Союз. Торжественная церемония открытия жилого комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Выполняет человечный редизайн ракового корпуса университетской больницы в Граце, Австрия. Проекты фонтанов в Zwettl, Нижняя Австрия и в Линце, Верхняя Австрия. По случаю 65-годовщины телевидения транслируется праздничный спектакль-концерт “Person-to-Person” в Theater in der Jisefstadt, Вена. Судебные разбирательства о клевете и вымогательстве по отношению к Ф. Хундертвассеру, которые завершаются тюремными сроками для преступников  •   1994  •   Продолжает участвовать в кампании против вхождения Австрии в Европейский Союз. Архитектурные выставки в Вене, в Историческом музее Будапешта и в Ганновере. Открытие питьевого фонтана в Линце, фонтана в Zwettl и комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Архитектурные проекты для Будапешта. Выставка в галерее “Landau Fine Art”, Монреаль, Канада  •   1995   •   Три почтовые марки для Люксембурга и более трех почтовых марок для ООН выпускаются в ознаменование Всемирного саммита по социальному развитию в Копенгагене. Памятное гашение почтовых марок по случаю 25-й годовщины “Prenio Internazionale Aslago d’arte filatelica”. Работает над проектом “Blumau Hot Springs Village”. Выполняет редизайн гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Архитектурная выставка в Роттердаме и Нюремберге. Презентация “Hundertwasser Bible” (Библии Хундертвассера). Разрабатывает внешнее оформление самолета “Боинг B-757” для немецкой авиакомпании “Condor”; проект отвергнут. Выполняет архитектурный дизайн для детского музея “Kids Plaza” в Осаке, Япония   •  1996  •   Выставка в Городском музее Бауншвейга и в Schleswig-Holstein House, Шверин. Торжественное открытие корабля “MS Vindobona” на Дунае; редизайн выполнил Ф. Хундертвассер. Получает премию “Tourism Prize of the Viennese Industry 1996”  •   1997  •   Презентация архитектурного проекта “The Forest Spiral of Darmstadt”. Выставка дизайна почтовых марок, графических работ и архитектурных моделей на выставке “Philatelia” в Кельне. Получает премию “Grand Prix of German Philately” (Гран-при филателии Германии). Работает над 366 индивидуальными дизайнами обложек книг по заказу “Bertelsmann Book Club”. Короткое путешествие в залив Урупукапука в Новой Зеландии на корабле “La Guidecca” – небольшом стальном судне из Венеции. Поездки в Сингапур, долину Напа – архитектурная работа над винокурней “Quixote Winery” в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Торжественное открытие “Hot Springs Village Rogner-Bad Blumau”, Австрия. Дизайн для архитектурных проектов: “MOP”, Осака, Япония, “Hohe-Haine-Dresden” (Высокие рощи), Германия, “Marhthalle Altenrhein” (Крестьянский рынок), Швейцария. Начало строительных работ в гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Получает премию “Grand Decoration of Honor for Services to the Republic of Austria” (посмертно награжден в марте 2000 года). Живет и рисует в доме на ферме “La Picaudière”, Нормандия  •   1998  •   Ретроспективная музейная выставка в Mathildenhöhe, Дармштадт, Германия. Музейный выставочный тур в Японию: Isetan Museum of Art, Токио; Музей “EKi”, Киото; Sakura City Museum of Art, Чиба. Вышел тираж постера, переданный Ф. Хундертвассером в фонд сбора средств для поддержки реконструкции Гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. От имени Ассоциации немецких туристических агентств награжден в Берлине призом “VDRJ-Prize 1998” за выдающийся вклад в развитие туризма. Керамическая фреска “Submersion of Atlantis” (Погружение Атлантиды) установлена на новой станции метро “Oriente” в Лиссабоне. Создает и дарит постер “Among Trees You Are At Home” на поддержку экологического проекта лесонасаждения пустыни в Израиле. Архитектурный дизайн для насосной станции на острове Сакишима (Япония) и для Maishima Sludge Center, Осака, Япония. Работает над серией работ в технике шелкографии “La Guidecca Colorata”   •   1999  •  Работает над архитектурными проектами “The Green Citadel of Magdeburg” (“Зеленая цитатель Магдебурга”) и “Ronald McDonald-House” (“Дом Рональда Макдоналда”) в Эссене, Германия. Презентация архитектурного проекта “Железнодорожный вокзал Ильзена”, Германия. Работа по реконструкции общественного туалета в Кавакаве, Новая Зеландия. Музейные выставочные туры в Японии: Takamatsu City Museum of Art, Nagoya City Art Museum, The Hyogo Prefectural Museum of Modern Art, Кобе, The Museum of Modern Art Saitama. Пишет манифест “Creation Holds © Copyright”. Разрабатывает дизайн полос и обложки для своего каталога-резоне и пишет комментарии к множеству своих работ, включенных в этот каталог  •   2000  •   Работает над архитектурным проектом для Тенерифе и Дилингена / Заара (Германия). Умирает от сердечного приступа в субботу, 19 февраля, в Тихом океане, на борту круизного лайнера “Queen Elizabeth II”. В соответствии с его последней волей, похоронен в гармонии с природой в своем поместье в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Мертвецов, под тюльпанным деревом.

 

 Я ПРИКРЫВАЮ ГЛАЗА 
ТАК ЖЕ, КАК КОГДА Я РИСУЮ В ВООБРАЖЕНИИ СВОИ КАРТИНЫ, 
И Я ВИЖУ ДОМА ЦВЕТА DUNKELBUNT 
ВМЕСТО УРОДЛИВОГО КРЕМОВОГО ЦВЕТА 
И ЗЕЛЕНЫЕ ЛУГА НА ВСЕХ КРЫШАХ 
ВМЕСТО БЕТОНА

Я С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ, 
ЧТОБЫ САМОМУ СТАТЬ ПЕРЕГНОЕМ
БЫТЬ ПОХОРОНЕННЫМ НАГИМ, БЕЗ ГРОБА 
ПОД ДЕРЕВОМ 
НА МОЕЙ ЗЕМЛЕ В АО ТЕА РОА. 

Фриденсрайх Хундертвассер, 1979

 

 

Источник: Hundertwasser by Pierre Restany / (Temporis Collection) ; Parkstone Press (February 15, 2008). Перевод: w w w. h u n d e r t w a s s e r. r u, 2009
   


The displayed works of art are protected under copyright law. In particular, it is not permitted to reproduce, to alter, to print or to publish these works of art.
Violations will be prosecuted according to civil and criminal law.

© www.hundertwasser.ru, составление и перевод, 2008–2016
Напишите нам. E-mail: