Фриденсрайх Хундертвассер
Ф И Л О С О Ф И Я
М а н и ф е с т ы,  в ы с т у п л е н и я,  э с с е
Речь в обнаженном виде за право на третью кожу, 1967
Nacktrede für das Anrecht auf die dritte Haut /
Speech in the Nude for the Right to a Third Skin
     
  Мне все равно – выгляжу я смешно или нет. Я полностью это осознаю. Я живу в какой-то золотой башне. Мне надоело, что я только там и живу, и что я обеспечен и что я счастлив от того, что все сделано из кобальта и серебра. И когда я смотрю на улицу, я вижу, что все наполнено прямыми линиями и все заключены в тюрьму, а это так страшно, что это отравляет мне жизнь. Я предпочел бы смотреть куда-нибудь и видеть как оно прекрасно везде, и было бы важно для людей начать строить самостоятельно свои замки. Ибо, если они начнут это делать раз и навсегда, то я не знаю, чем это все закончится. Лично мне нездоровится, когда я гуляю по улицам, которые все одинаковы и на которых все окна похожи друг на друга. Лично я больше не могу это видеть. И я удивлен, что люди ходят каждый день по этим улицам, которые прямые как линейки, и никто не протестует. И я считаю, что две последние революции закончились, и они добились своих целей – революция против голода и революция за свободу –
и все-таки больше ничего уже не работает. А сегодня начинается такое порабощение, которое хуже тех, которые мы уже пережили.

Следующая революция будет революцией, в которой люди восстанут против этих прямолинейных вещей и этих производств, которые даже машина не хочет делать. Три дня назад я понял, что сама по себе машина не хочет быть постоянно задействованной на сборочной линии. Машина производит так много брака; индивидуальный брак машины часто превосходит предметы, которые все совершенно идентичны и готовы к использованию. Всего лишь одна небольшая корректировка на машине и она способна производить бутылки или тарелки, которые все разные. Машина хочет только то, что хочет человек. Если человек хочет, чтобы она делала дурацкие вещи, то она их делает, и если человек хочет, чтобы машина делала прекрасные вещи, то она и это их будет делать. Не человек должен приспосабливается к машине, а машина к человеку. Первое, что нужно сделать после покупки машины – дать ей “пинок”, чтобы она отличалась от других машин. Как может человек жить с вещами, которые все одинаковы? Или вы все так тупы, что миритесь с этим? Я не понимаю, как вы без ропота принимаете все это и не восстаете. Революция грядет, люди больше не будут мириться с этим.

Как я уже говорил, нет никакого смысла в паре художников, делающих что-нибудь стоящее, а не весь народ. Это очень стыдно, что я (все время только я), а еще “тот да этот” – по пальцам можно пересчитать, что-то делали. Когда я выглядываю в окно, я хочу видеть, что там происходит что-нибудь прекрасное. Я думаю об этом из чистого эгоизма.

Мы живем в зданиях, которые преступны и которые построены архитекторами – настоящими преступниками. И я могу этого доказать. Если вы намеренно замедляете развитие ребенка, то это аналогичное преступление. Есть вундеркинды, они принимают таблетки для того, чтобы они оставались маленькими. Это уголовное деяние: потому что дети остаются маленькими и не становятся взрослее. Архитектура не должна развиваться до тех пор, пока люди не вселятся, а не наоборот.

Существует своего рода протест против архитектуры: не входите туда. Вы идете в ближайшую телефонную будку, звоните и говорите: “Я не собираюсь входить в это здание, пусть тот человек выйдет, нам лучше встретиться в барочном павильоне или под деревом”. Я против употребления наркотиков. Люди, которые принимают наркотики, это те, кто живет в мире грез, и объекты останавливаются в их снах. Когда устанавливается новый порядок, будет лучше, чтобы он создавался в трезвом государстве.

У меня такое ощущение, что живу среди кучки придурков, кучки обкуренных рабов, которые ничего не делают. То, что я больше всего хочу делать – пустяк, и вместо этого смотреть, что делают другие. У меня есть определенное ощущение то, какой должна быть жизнь и каким должен быть рай. Я предпочел бы сидеть в кресле и смотреть на рай, но поскольку это не фигура речи и я не хочу говорить я, к сожалению, должен сделать это сам.

Например, я не могу понять, как люди живут в тюрьмах – я постоянно возвращаюсь к этому – и не восстают против них. Это было бы так просто, в конце концов, им нужно только нарисовать что-нибудь вокруг своих окон или выложить мозаикой. Молодое поколение уже делает это. Оно не хочет жить в тюрьмах. Сегодня пятнадцати- и шестнадцатилетние не соглашаются на это. Они пока что не могут изменить архитектуру, потому что им еще не дозволено это. Существует сила, которая препятствует этому несмотря ни на что. Лишь немногие архитекторы, подобно тем, кто прошел университет, являются столь сильно умными. В силу механизма [образования], через который они прошли, они не способны более на создание своих собственных идей. Они квалифицированы, но совершенно не способны к самостоятельному творческому мышлению и все эти люди отвечают за всех нас. В этом мире это подобно такому: если вы водрузили корону на свою голову – вы король, если надели на две – вы император. Почему люди не одевают короны? Потому что они слишком трусливы для того чтобы быть королями. 

Им даже не хватает смелости высунуть свой нос из окна, они даже не имеют смелости для того, чтобы всадить кнопку в стену – из-за страха потерять свою аренду.

И это так просто, как кажется.

Я гарантирую вам, что могу преобразовать облик Мюнхена за пять часов так, что вы не узнаете город. Все, что должно произойти, это чтобы каждый сознательный гражданин высунулся из окна и сделал что-нибудь. Все, что им нужно сделать, это раздеться или нарисовать линию снаружи. Все, что требуется от человека это перейти уродливую улицу, похожую на 15-метровую шляпу, и тогда архитектура немедленно изменится за то время, которое ему надо будет потратить на переход через улицу.  Все, что требуется от автомобиля, который был как-то изменен – надстройкой или симпатичным флагом – проехать через эти образчики массового производства, и пока машина едет сквозь них, архитектура изменяется. Вот доказательство. Один человек может изменить архитектуру просто своим присутствием. Внешность города будет все больше меняться, если каждый будет ее менять. Почему у нас Карнавал только раз в году? Не потому ли, что люди, эти дураки, не могут “выпустить пар”? Не потому ли что они имеют наглость вести себя в обычной жизни так, будто они на Карнавале? Я знаю, вы думаете, что может быть эта манифестация – некий вид карнавальной  шалости? Но это не так! Это все абсолютно серьезно. Я уверен, я убежден, что этот день войдет в историю, что, начиная с сегодняшнего дня, новая эпоха воссияла.

Единственная возможность – подстрекать людей к новой революции. Если они так глупы для того, чтобы самостоятельно придумать новые идеи, то они должны признаться в том, что они глупы. Вы тоже. Вы ходите на работу в галстуке каждый день и всю жизнь. Почему? Из-за боязни выделиться, из-за боязни, что что-то может произойти. Малейшее отклонение и вы уже боитесь, что вас могут уволить, исключить из школы или то или другое. Зачем? Для чего? Что может случиться с вами? Что вам не заплатят, что ли?

Почему возникают эти дурацкие забастовки – чтобы получить больше денег? Вы можете жить и на меньшие деньги. Я могу заверить вас, что вам нужно так много денег, потому что вы покупаете эти глупые потребительские товары.

Итак, если вы купили тарелку, замените ее, если  вы купили стиральную машину, дайте ей пинка; когда вы пришли домой и идете в ванную и видите эти плитки, похожие одна на другую, то возьмите молоток и разбейте их, так чтобы стерильный порядок сетки был сломан раз и навсегда.

Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Философия – Мировоззрение
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Акции – Манифесты – Предостережения
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Архитектура – Права окон – Третья кожа
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Вторая кожа – Одежда
Фриденсрайх Хундертвассер. Тематический указатель манифестов, выступлений, эссе. Предостережения – Помощь
 

Речь произнесена на немецком языке
в Галерее Гартмана в Мюнхене в 1967 году

 
  © 2009 Hundertwasser Archive, Vienna
© Перевод на русский язык. www.hundertwasser.ru, 2010
 
     
 
Ф О Т О

Фото. Речь в обнаженном виде за Права на третью кожу (Right to a Third Skin) по случаю акции Pintorarium в Галерее Рихарда П. Хартманна. Мюнхен, 1967

 
     
 
К О М М Е Н Т А Р И Й

Понятие “третья кожа” было введено Ф. Хундертвассером в его собственной философской системе, определяющей пять кож человека: первая кожа – собственная, эпидермис, вторая – одежда, третья – дом, четвертая – социальная среда и идентичность, пятая – мир.

 
     
 
С В Я З И   –   Ф И Л О С О Ф И Я

Фриденсрайх Хундертвассер. О второй коже (отрывок), 1982В ноябре 1982 Ф. Хундертвассер дал интервью для журнала Vogue в Париже по случаю выполнения дизайна костюма для журнала, а 1983 году он дал интервью для журнала Stern (№ 10, 10 марта 1983 года). В отредактированном варианте статья получила название “On Second Skin” (О второй коже).

 

 
     
 

Фриденсрайх Хундертвассер. Манифест "Третья кожа в Третьем округе Вены", 1991В 1991 Ф. Хундертвассер создал манифест “Третья кожа в Третьем округе Вены”, в котором он написал о Венском доме искусств – KunstHausWien.

 
     


The displayed works of art are protected under copyright law. In particular, it is not permitted to reproduce, to alter, to print or to publish these works of art.
Violations will be prosecuted according to civil and criminal law.

© www.hundertwasser.ru, составление и перевод, 2008–2023
Напишите нам. E-mail: